Перспективы развития российского рынка финансовых Интернет-услуг

Что такое финансовые Интернет-услуги и чем они отличаются от обычных финансовых услуг? Существует ли в России рынок таких услуг? Если существует, то каково его состояние, проблемы и перспективы развития?

Что такое финансовые Интернет-услуги?

Давайте договоримся о терминах и дадим определение финансовым Интернет-услугам. Что может быть проще, скажете вы и будете неправы. Элементарное определение действительно лежит на поверхности: финансовые Интернет-услуги - это такие финансовые услуги, которые предоставляются через Интернет. Однако данное определение не раскрывает сущности этих услуг до конца. Дело в том, что, говоря о предоставлении услуг с использованием Интернета, нужно уточнить, что подразумевается под <предоставлением>, т. е. каков критерий отнесения какой-либо услуги к разряду Интернет-услуг.

Полноценной Интернет-услугой следует признать только такую услугу, которая в полной мере использует основные отличительные особенности Сети как новой коммуникационной среды. Главная из этих особенностей - это возможность одновременного общения и взаимодействия с большим количеством клиентов в режиме реального времени. Если весь процесс предоставления вашей услуги (или основная его часть) происходит в режиме онлайн и обеспечивается средствами Интернета, то такую услугу можно назвать Интернет-услугой. При этом чем лучше вы используете другие особенности Сети (глобальность, доступность информации, персонифицированность взаимодействия, ускорение процессов принятия решений и ряд других) и чем больше у потребителя возможностей по управлению ситуацией, тем комфортнее он себя чувствует и тем больше у вас шансов завязать с ним тесные долгосрочные отношения, т. е. сделать услугу постоянной.

Какими же бывают финансовые Интернет-услуги? Широкое распространение в Интернете получили следующие: Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг и Интернет-страхование - соответственно управление банковскими счетами через Интернет, работа на фондовом и валютном рынках через Интернет и приобретение страховых полисов через Интернет.

Целесообразность выделения этих услуг в отдельный сегмент рынка обусловлена не только тем, что для предоставления любой из них используется один и тот же канал, но и, что более важно, все они ориентированы на удовлетворение смежных потребностей клиента. Финансовые Интернет-услуги создают новую модель потребительского поведения. Клиент, пользующийся онлайновыми услугами, так же отличается от обычного клиента, как сами Интернет-услуги - от обычных. Для России их использование может стать дополнительной возможностью формирования массовой культуры потребления финансовых услуг, которой у нас практически нет.

Рассмотрим каждую из этих услуг подробнее.

Интернет-банкинг

Управление банковскими счетами через Интернет, или Интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых Интернет-услуг, поскольку спектр банковских услуг, представленный в системах Интернет-банкинга, чрезвычайно широк. Кроме того, подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, так как они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых взаимоотношений.

Классический вариант системы Интернет-банкинга позволяет клиенту не выходя из дома получать практически полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам - физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами. Как правило, с помощью систем Интернет-банкинга можно переводить средства с одного своего счета на другой, осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи, покупать и продавать безналичную валюту, открывать и закрывать депозиты, устанавливать график расчетов и оплачивать различные товары и услуги (коммунальные, доступ в Интернет, пользование сотовой и пейджинговой связью и т. д.) и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование систем Интернет-банкинга дает ряд неоценимых преимуществ прежде всего клиенту: во-первых, существенно экономится время, так как нет необходимости посещать банк лично; во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки управлять своими финансовыми средствами и лучше их контролировать, а также мгновенно реагировать на любые изменения ситуации на финансовых рынках (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т. п.). Кроме того, системы Интернет-банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что также способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

Интернет-трейдинг

Трудно представить, что в нынешние нелегкие времена можно, удовлетворив свои основные жизненные потребности, сэкономить хоть немного средств на будущее. Но статистика, которая, как мы помним, знает все, утверждает, что в последнее время уровень доходов повышается. Растут и накопления населения. И если вы считаете, что деньги не должны <лежать>, а должны <работать>, то добро пожаловать на фондовый и валютный рынки.

Благодаря Интернет-технологиям вложение средств в ценные бумаги доступно сегодня всем желающим. В считанные секунды со своего компьютера, подключенного к Интернету, можно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализы, прогнозы). Интерес к интерактивной торговле акциями, облигациями, опционами, фьючерсами растет с каждым днем. Все больше банков и брокерских компаний осваивают новое перспективное направление.

Трейдинг в Сети привлекает потенциального инвестора прежде всего внешней простотой совершения сделок и низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров. При этом так же, как и в реальности, инвестор может воспользоваться полнофункциональным обслуживанием, включающим квалифицированные консультации брокера, или усеченным обслуживанием, когда инвестор обходится без консультаций.

В отличие от рынка ценных бумаг, где для получения ощутимой прибыли обычно требуется немалый начальный капитал и длительный срок, валютный рынок (FOREX) дает шанс многомиллионной армии мелких и средних инвесторов. Невысокий страховой депозит, возможность использования <кредитного плеча>, динамичность рынка позволяют рассчитывать на быстрый и крупный выигрыш. Вместе с тем необходимо постоянно отдавать себе отчет в том, что высокая доходность операций на фондовом и валютном рынках сопряжена со столь же высоким риском потерять все.

Интернет-страхование

Что такое Интернет-страхование и чем оно отличается от традиционных страховых схем? Страхование - это процесс установления и поддержания неких договорных отношений между покупателем страховых услуг (Страхователем) и их продавцом (Страховщиком). Страховщик определяет программу страхования и предлагает ее своему клиенту - Страхователю. Если условия предложенной программы устраивают клиента, то обе стороны заключают договор страхования и клиент осуществляет единовременный или регулярные платежи в рамках заключенного договора. При наступлении страхового случая Страховщик выплачивает Страхователю денежную компенсацию, определенную условиями договора страхования. Документом, удостоверяющим заключение страхового договора и содержащим обязательство Страховщика, является страховой полис.

В таком случае Интернет-страхование - это комплекс перечисленных выше элементов взаимодействия страховой компании и ее клиента (возникающих в процессе продажи продукта страхования, его обслуживания и выплаты страхового возмещения), если он полностью или по большей части осуществляется с использованием Интернет-технологий.

Комплекс Интернет-страхования, как правило, включает:

- расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты;
- заполнение формы заявления на страхование;
- заказ и непосредственно оплату полиса страхования;
- осуществление периодических выплат (рассроченной страховой премии);
- обслуживание договора страхования в период его действия (информационный обмен между Страховщиком и Страхователем - формирование произвольных отчетов по запросам пользователей, в том числе отчетов о состоянии и истории изменений договоров, поступлений и выплат);
- обмен информацией между Страхователем и Страховщиком при наступлении страхового события и т. д.

Все это должна уметь делать полноценная система Интернет-страхования.

Существует ли в России рынок финансовых Интернет-услуг?

Теперь, когда мы имеем представление о финансовых Интернет-услугах, можно попытаться выяснить, существует ли в России рынок этих услуг. О том, что в развитых странах это уже крупные рынки, мы знаем очень хорошо - регулярные отчеты западных аналитиков о миллионах потребителей и миллиардных оборотах в США и Западной Европе порадуют каждого любителя больших чисел.

А есть ли такой рынок в России? Полагаю, что да. Есть такой рынок! Специфический рынок финансовых Интернет-услуг. Что позволяет нам сделать такое заключение? Любой рынок состоит из продавцов, собственно продукта (товаров и услуг) и потребителей. Все это в России уже есть. Интернет-трейдинг существует в России с мая 1996 г.! Именно тогда специалисты Гута-банка начали эксплуатацию системы Internet broker - первой российской системы брокерского обслуживания через Интернет. Российский Интернет-банкинг появился в мае 1998 г., когда свою систему удаленного управления банковскими счетами <Домашний банк> запустил Автобанк. Рынок онлайн-страхования - самый молодой в России. Его рождение пришлось на декабрь 1999 г., когда <Группа Ренессанс-Страхование> впервые осуществила продажу страхового полиса через Интернет.

Это -- первопроходцы. А им на пятки уже наступают конкуренты. Пока их мало. Как известно, самое трудное - начать прокладывать колею. Тем, кто идет по разведанной и утоптанной дорожке, намного легче. По-видимому, в течение года на российский рынок со своими Интернет-услугами выйдет до десятка финансовых институтов в каждом из рассматриваемых сегментов. Это подтверждается последними событиями. Вот несколько свежих февральских новостей: Российская Торговая Система (внебиржевая торговля акциями российских компаний) заявила о том, что готова предоставить физическим лицам доступ к торгам через Интернет. Росбанк начал опытную эксплуатацию Интернет-версии системы <Клиент - Банк>. Компания <Интеррос> объявила о выделении 10 млн. долл. на создание системы Интернет-трейдинга.

Что касается потребителей, то и здесь картина внушает оптимизм. Так, количество индивидуальных клиентов двух российских банков (Автобанка и Гута-банка), которые пользуются услугами Интернет-банкинга, перевалило за три тысячи. Это не так уж мало, если учесть, что на отношении клиентов к банкам еще сказываются последствия финансового кризиса 1998 г. Однако обнадеживает то, что, по данным опять же статистики, общеэкономическая ситуация в стране явно улучшается. Так, в течение последнего полугодия доходы населения постоянно росли. Сохраняются положительные прогнозы относительно продолжения роста благосостояния граждан. Растет индекс потребительских настроений. Можно говорить о начале возвращения к докризисной ситуации. Восстановление среднего класса, увеличение свободных средств у населения - это как раз та база, без которой невозможно нормальное развитие рынка финансовых услуг.

Перспективы и проблемы развития рынка

Сегодняшнее состояние рынка финансовых Интернет-услуг и некоторые тенденции, отмечаемые на рынке, позволяют говорить о больших перспективах развития этих услуг уже в ближайшее время. Прежде всего растет интерес потенциальных участников рынка (банков, брокеров, страховщиков) к созданию собственных продуктов. Наиболее дальновидные менеджеры российских финансовых институтов давно примеряются к новым Интернет-технологиям. Уж очень это заманчиво: снижение капитальных издержек при создании глобальной сети распространения услуг, многократное уменьшение себестоимости предоставления услуг и создание постоянной клиентской базы из наиболее активных потребителей. Сегодняшний интерес к данной теме подтверждается хотя бы тем вниманием, которое было проявлено к прошедшему в феврале 2000 г. семинару <Перспективы развития рынка финансовых Интернет-услуг в России>.

Семинар явился своеобразным отражением ситуации, сложившейся сегодня на рынке финансовых Интернет-услуг. В первой его части выступили представители всех российских компаний - первооткрывателей финансового рынка в российском Интернете. Доклады руководителей Интернет-проектов Автобанка, Гута-банка, <Группы Ренессанс-Страхование> внимательно слушали те, кто уже в ближайшем будущем составит им конкуренцию на рынке. В то же время потенциальные конкуренты сегодня выступают скорее в качестве партнеров, которые вместе с первопроходцами рынка будут его развивать. Задача, стоящая перед ними, не из простых. Речь идет о развитии нового рынка, его инфраструктуры, о решении общих проблем и, наконец, о влиянии на формирование спроса на новые услуги, что не под силу даже крупнейшим компаниям в отрасли, если они будут действовать в одиночку.

Пожалуй, это было бы не под силу и Сбербанку, доминирующему на рынке обслуживания физических лиц. В целом Сбербанк занимает выжидательную позицию, присматриваясь к процессам, которые происходят на рынке финансовых Интернет-услуг. Представители Сбербанка, как правило, участвуют во всех мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы электронной коммерции и Интернет-банкинга. Они участвовали и в нашем семинаре. Однако складывается такое впечатление, что этот интерес продиктован скорее желанием быть в курсе событий, нежели стремлением ввести в своем банке услуги Интернет-банкинга. По-видимому, в крупнейшем российском банке не исключают потенциальной угрозы своему рыночному положению в будущем (эта угроза может стать реальной в результате массового распространения онлайновых услуг, предлагаемых банками-конкурентами). В то же время создание Сбербанком Интернет-сервиса для индивидуальных клиентов - это, с одной стороны, трудновыполнимая задача даже в Москве, а с другой стороны, успешное решение этой задачи может негативно сказаться на деятельности обширной сети отделений Сбербанка (поскольку посещаемость офисов снизится). С проблемой избыточности филиальной сети в условиях активного распространения Интернет-банкинга уже столкнулись такие крупные европейские банки, как Deutsche Bank и банк ABN AMRO.

Центральным звеном проекта <Развитие финансовых Интернет-услуг в России> стало создание информационного центра рынка финансовых Интернет-услуг - Web-сайта <Финансовые Интернет-услуги в России> (www.internetfinance.ru), впервые представленного на семинаре. Прежде всего порадовали своими выступлениями пионеры рынка. Оптимистичный настрой большинства выступавших руководителей действующих Интернет-проектов создавал даже несколько идеализированную картину ситуации на рынке. Это и понятно, ведь основные игроки на рынке говорили о собственных успехах.

Так, например, заместитель председателя Автобанка Юрий Коваль рассказал о том, что уже сегодня первая российская система Интернет-банкинга и по оборотам, и по рентабельности превосходит среднее обычное отделение и обычный пункт обмена валюты Автобанка в Москве! Кроме того, к имеющемуся в настоящее время достаточно обширному перечню банковских услуг, доступных клиентам через Интернет, в ближайшее время Автобанк планирует добавить выдачу кредитов и проведение операций на рынке ценных бумаг. Последнее будет означать начало интеграции различных финансовых Интернет-услуг, что, безусловно, по достоинству оценят потребители, желающие получить <все в одном пакете>.

Андрей Ванин, начальник процессингового центра системы <Телебанк> Гута-банка, сообщил, что на сегодня число пользователей системы уже превысило две тысячи. При этом основную массу клиентов системы составляют потребители, активно пользующиеся платными услугами, так что вопросы регулярных, быстрых и удобных платежей для них очень важны. Речь идет прежде всего о пользователях мобильной связи, которых становится все больше и больше. Именно на эту целевую аудиторию ориентируется Гута-банк, говоря о том, что потенциальный объем рынка услуг Интернет-банкинга только в Москве оценивается в 800 тыс. человек.

Другой представитель Гута-банка, Олег Шевелев, начальник информационно-аналитического отдела департамента операций на фондовом и денежном рынке, рассказывая о достижениях первой в России системы Интернет-трейдинга, сообщил, что сегодня около 80% всех клиентов, которых Гута-банк обслуживает на рынке ценных бумаг, работают через Интернет.

Можно говорить и об успешном старте первой компании, начавшей продавать страховые услуги, используя возможности Интернета. За два с половиной месяца эксплуатации онлайнового ресурса renins.com <Группой Ренессанс-Страхование> было продано более 60 страховых полисов. Первую российскую систему Интернет-страхования на семинаре представляли: от инвестора - директор <Группы Спутник> Сергей Рябцов, от проекта - его руководитель, директор по маркетингу и продажам <Группы Ренессанс-Страхование> Марина Шмидт. Не секрет, что на Западе сектор Интернет-страхования рассматривается как один из самых перспективных на рынке онлайновых финансовых услуг. С неменьшим оптимизмом смотрят в будущее и руководители <Группы Ренессанс-Страхование>. Они не исключают, что в дальнейшем этот Интернет-проект выделится в самостоятельный бизнес.

Выступали на семинаре и те, кто призван обеспечивать рынок качественными техническими решениями. Надо отметить, что сегодняшняя ситуация на этом рынке отличается от ситуации прошлогодней давности еще и тем, что выросла активность компаний, разрабатывающих программные и аппаратные решения для предоставления онлайновых услуг. Например, компании, занимающиеся банковской автоматизацией, уже сегодня предлагают ряд готовых разработок, которые позволят банкам обеспечить своим клиентам полноценный Интернет-сервис.

Однако наиболее дальновидные разработчики идут дальше автоматизации отдельных услуг. В связи с этим очень интересным было выступление Павла Малевского (начальника управления информационных систем компании <АйТи>), рассказавшего о комплексных интеграционных решениях для построения систем электронной коммерции. Одна из последних разработок компании <АйТи> в этой области - совместный проект с банком <БИН> - система <Кортис>.

Но семинар был интересен не только рассказами об успехах участников рынка. Вторая часть семинара, которая прошла в форме <круглого стола>, была посвящена почти исключительно обсуждению проблем, существующих на рынке. В ходе активной дискуссии наибольший интерес вызвали следующие вопросы: 1) недостаточность имеющейся правовой базы; 2) вопросы безопасности при организации Интернет-сервиса финансовыми институтами; 3) отсутствие массовой культуры потребления финансовых услуг вообще и онлайн-услуг в особенности.

Большинство принимавших участие в обсуждении согласились с тем, что в России практически отсутствует стройная правовая система, которая должна была бы регулировать правовые отношения в области электронной коммерции вообще и в сфере финансовых услуг в частности. В то же время было отмечено, что нормы действующего законодательства все же позволяют, приложив определенные усилия, построить правильные договорные отношения между продавцом и потребителем Интернет-услуг.

Организация безопасности - традиционная проблема. Связанные с ней вопросы - одни из самых болезненных при разработке систем онлайн-сервиса и принятии решения о начале коммерческой эксплуатации. Участники семинара пришли к выводу: часто проблема безопасности становится доминирующей, превращаясь в <пугало>, которое мешает развивать Интернет-услуги. Никто не умаляет значимости этой проблемы, но она решаема, и нужно только трезво оценивать и учитывать риски, связанные с ней, а не бросать перспективное начинание.

Еще одна очень важная проблема связана с отсутствием в России культуры потребления даже традиционных финансовых услуг. Решение этой проблемы может занять не один десяток лет. Однако ведь не вчера замечено: темпы освоения обществом новых технологий растут с появлением все новых разработок. Телевидение человек осваивал быстрее, чем радио, а Интернет - еще быстрее, чем телевидение. Это должно обнадеживать те финансовые институты, которые сегодня развивают Интернет-сервис, потому что их усилия по распространению новых высокотехнологичных услуг могут оказаться более востребованными и принести большую отдачу, чем продвижение традиционных услуг.

В любом случае инициатива находится в руках поставщиков услуг, а не потребителей. Это справедливо и в отношении проблемы формирования массовой культуры потребления финансовых Интернет-услуг, и для развития рынка вообще. Вывод очевиден. Чем больше в российском Интернете будет хороших и удобных финансовых услуг, тем быстрее станет расти и аудитория потребителей этих услуг. Остается только надеяться, что наша совместная работа сможет стать ключевым звеном в формировании массового цивилизованного рынка финансовых Интернет-услуг в России.

Об авторе

Андрей Бурдинский - генеральный директор компании <Интернет Маркетинг>, е-mail: ab@internetmarketing.ru.